• 001-top-banner-1.png
  • 0001-top-banner-2.png
  • 01.jpg
  • 05.jpg
  • 12.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 25.jpg
  • 28.jpg
  • 29.jpg
  • 30.jpg

Сохранить

Вакансії

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Категорія: Тарифи та норми 2012
Н.В.Гуньковская

Научно- практический журнал «ВОДА И ВОДООЧИСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

6 (60) — декабрь 2011

Аналитическое агенство Global Water Intel провело исследование динамики тарифов на водоснабжение и канализацию в 30 городах мира. Средний суммарный тариф на водоснабжение и канализацию составил 2,03 доллара США за куб.м, причем за год тарифы на водоснабжение в среднем в мире выросли на 6,8%, однако за этими цифрами совершенно разная динамика роста и абсолютно разные подходы к их расчету.

 

Мировые тенденции тарифообразования

Самый большой скачок цены на водоснабжение — 80 % произошел в Мемфисе (США) по причине приведения качества инженерных систем и воды в соответствие с новыми требованиями, в этом же городе отмечалось и самое сильное повышение цен на канализацию, хотя в другом городе страны — Хьюстоне, эти же тарифы снизились на 42%.

На другом конце шкалы находятся наши соседи по советскому лагерю - Тбилиси (Грузия), там тарифы были снижены на 76%, что связывают со 100% обеспечением всех домохозяйств счетчиками воды, которых год назад в Грузии не было вообще.

Из 308 городов, выбранных для анализа, в 151 были повышены тарифы, в 141 – остались практически неизменными, в 9 - снижены и в 7 существуют фиксированные цены на водоснабжение и канализацию.

Самые высокие тарифы на воду – 5,68 долларов за кубометр в Архусе (Дания), общая сумма за кубометр воды и стоков составляет 10 долларов. В странах, из которых для исследований было взято несколько городов, наблюдался очень большой разброс тарифов. Так, в США минимальный тариф составлял 0,53$, а максимальный – 3,14$.

Бесплатное центральное водоснабжение в Корке, Белфасте, Дублине (Ирландия) и Ашгабаде (Туркменистан). Однако эксперты полагают, что продолжающееся влияние последствий мировой рецессии на экономику Ирландии, скорее всего, вынудит правительство сделать водоснабжение платным.

Эксперты отметили сильные отличия в методологии расчета тарифов, часто зависящие от местных традиций и обычаев. В странах Латинской Америки, например, тарифы устанавливаются в зависимости от доходов домохозяйств, в Израиле они зависят от поставщика услуг и количества членов семьи, во Франции — от рейтинга города, т.е. чуть ли не от его почтового индекса. В Турции тарифы корректируются вслед за инфляцией ежемесячно.Тем не менее, специалисты смогли выделить три основные причины, влияющие на формирование тарифов:

1.Возраст и состояние инженерных сетей и стоимость рабочей силы.

2.Стоимость обслуживания оборудования и замены комплектующих.

3.Доступность источников водоснабжения и местные подходы к ценообразованию.

На стоимость рабочей силы обычно влияет размер валового дохода, уровень безработицы и форма собственности предприятия. Состояние инфраструктуры зависит от ее исходного качества, возраста, уровня обслуживания, подходов к менеджменту и финансированию. Политические причины, влияющие на ценообразование, зачастую вынуждают власти удерживать тариф на уровне ниже себестоимости, что постепенно приводит к снижению эксплуатационных расходов, а, следовательно, и к ухудшению обслуживания и износу оборудования.

Украинские тенденции тарифообразования

В настоящее время для улучшения инвестиционной политики в водоснабжении, его модернизации и унифицирования тарифов национальная комиссия регулирования сферы коммунальных услуг проводит анализ всех составляющих тарифов по регионам Украины и разрабатывает стратегия укрупнения отрасли. В настоящее время 70% рынка водоснабжения Украины обслуживает 68 организаций, охватывающих горда с населением более 100 тыс. человек оставшиеся 30% - около 2800 мелких предприятий. Для сравнения, на рынке водоснабжения Великобритании присутствует всего 28 операторов.

Параллельно комиссией готовится новый механизм тарифообразования на услуги холодного водоснабжения. По мнению специалистов, структура экономически обоснованного тарифа должна быть следующей:

  • 30% - затраты на электроэнергию;

  • 30% - фонд заработной платы и социальные отчисления;

  • 40% - амортизационные и прочие затраты

    В основу нового подхода к тарификации будет положено разделение населения страны на категории в зависимости от объема водопотребления. Так, предложено выделить 5 категорий: одна из которых объединит потребителей, платящих за воду по нормативам или показателям домового счетчика, остальные четыре по приборам учета воды в квартирах.

Первый минимальный блок , так называемый , социальный тариф, будет применяться к гражданам, ежемесячно потребляющим менее 2 кубометров. В дальнейшем цены будут расти с шагом 4 кубометра. Например, если человек потребляет 15 кубов, то первые 2 куба он оплатит по фиксированной цене, а каждые последующие 4 куба по тарифам соответствующих блоков.

Комиссия пока еще не определила конкретную стоимость воды для домохозяйств, не снабженных счетчиками, но есть основания считать, что она будет достаточно высока, чтобы стимулировать потребителей с целью  экономии устанавливать приборы учета.

Как любое нововведение, новый подход к тарификации воды разделил сопричастных к этой области на два лагеря. Часть специалистов положительно оценивают предложенную технологию, считая, что она послужит серьезным стимулом для населения к экономии воды, что крайне важно для Украины, как страны с недостаточными ее запасами. Совершенно логично, что тот, кто больше потребляет, должен больше вкладывать в затраты на подготовку воды, поставку и обслуживание сетей, а также в модернизацию и реконструкцию оборудования.

Однако, некоторые эксперты полагают, что стимулировать потребителей к экономии можно и с помощью более простых и понятных механизмов. По их мнению, введение сложной многоступенчатой дифференциации тарифов вполне может привести к занижению показателей потребителями, особенно учитывая отсутствие системы контроля и поверки поквартирных и домовых счетчиков.

Приведенные данные показывают, что во всем мире определенно наблюдается тенденция к увеличению тарифов на водоснабжение и канализацию, причем не зависящая ни от региона, ни от уровня развития страны, ни от формы собственности предприятий, на балансе которых эти системы находятся. Стремление к повышению качества воды и уровня сервиса, требует инвестирования, как в капитальное строительство, так и обслуживание уже существующего оборудования, что, в свою очередь, неизбежно ведет к повышению тарифов.